Профилактика нарушений ветеринарного законодательства

Ответственность за нарушение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации.

Главой 10 КоАП РФ  предусмотрена ответственность за нарушения требований действующего законодательства РФ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.  Напоминаем хозяйствующим субъектам, осуществляющим ведение различных отраслей животноводства, а также производителям продукции животноводства, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В основу КоАП РФ положен принцип равенства перед законом.

    Дополнительно напоминаем положения статей кодекса об административных правонарушениях.

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

  1. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 
  2. Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных. 

  1. Сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей. 
  2. Те же действия, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. 

Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

  1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2и 3настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 
  2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза. 

Вниманию покупателей молока и молочной продукции на рынках и ярмарках

В погоне за покупкой лучшего продукта покупателю необходимо знать:

1. Не стоит покупать молоко и молочную продукцию в несанкционированных местах торговли (возле магазинов, по шоссейным дорогам и трассам, не пересечении улиц и прочих местах), ни о каком обеспечении безопасности продукции животного происхождения в этом случае речи идти не может. Реализация молока и молочной продукции в несанкционированных местах торговли, а также без проведения ветсанэкспертизы строго запрещена.

2. При намерении купить молочную продукцию  на рынке (ярмарке) покупателю следует иметь ввиду, что продукция должна пройти процедуру осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы, а, следовательно, у продавца должны быть документы о результатах проведения ветсанэкспертизы.Молоко и молочная продукция, поступающие для продажи на территории рынка, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному контролю в лаборатории ветсанэкспертизы.

Для реализации на рынках допускаются молоко и молочная продукция только от здоровых животных. Ветсанэкспертизу на рынках проводят ветеринарные врачи, имеющие специальную подготовку. После проведения ВСЭ продавцу выдается экспертный талон (или ветеринарный сопроводительный документ), дающий право на реализацию продукции на данном рынке в течение торгового дня.

Напоминаем о необходимости борьбы и профилактики лейкоза крупного рогатого скота

В 2018 году на территории Калужской области выявлялись новые случаи регистрации лейкоза крупного рогатого скота. Заболевание выявлялось как в личных подворьях граждан, так и в сельскохозяйственных организациях. И в том и в другом случае – это неблагополучные по лейкозу крупного рогатого скота пункты. Не все владельцы больных животных правильно отнеслись к мероприятиям по оздоровлению своих хозяйств от этого заболевания. Некоторые собственники приобрели животных без согласования с ветеринарной службой области.

Имели место случаи, когда специалистам комитета ветеринарии приходилось обращаться в правоохранительные органы.

В соответствии с этим, еще раз обращаем внимание лиц, осуществляющих содержание и разведение крупного рогатого скота, на следующие положения Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого (утвержденные приказом Минсельхозпрода РФ от 11 мая 1999 N 359), в части профилактики этого заболевания:

Организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства - владельцы животных и продуктов животноводства (далее хозяйства и граждане) обязаны:

- продажу, сдачу на убой, выгон, размещение на пастбищах и все другие перемещения и перегруппировки животных, реализацию животноводческой продукции проводить только с ведома и разрешения ветеринарных специалистов;

- карантинировать в течение 30 дней вновь поступивших животных для проведения серологических, гематологических и других исследований и обработок;

- своевременно информировать ветеринарную службу о всех случаях заболевания животных с подозрением на лейкоз (увеличение поверхностных лимфоузлов, исхудание);

- предъявлять по требованию ветеринарных специалистов все необходимые сведения о приобретенных животных и создавать условия для проведения их осмотра, исследований и обработок;

- обеспечивать проведение предусмотренных настоящими Правилами ограничительных, организационно-хозяйственных, специальных и санитарных мероприятий по предупреждению заболевания животных лейкозом, а также по ликвидации эпизоотического очага в случае его возникновения.

Ветеринарные специалисты хозяйств обязаны проводить на обслуживаемой территории ветеринарные мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота в соответствии с настоящими Правилами.

Если вы решили приобретать животных для содержания, разведения и получения продукции животноводства, то обратитесь за консультацией к ветеринарным специалистам или задайте вопрос дистанционно. Такая возможность имеется. На сайте ветеринарных станций имеются электронные адреса, как специалистов учреждений, так и специалистов комитета ветеринарии. Кроме этого, сотрудники комитета проводят прием граждан и других лиц по вопросам, касающимся сферы ветеринарии.

Профилактика заболевания и борьба с лейкозом крупного рогатого скота возможна, только если она будет проводиться совместно.

К сведению владельцев домашней птицы

На территории субъектов Российской федерации широкое распространение получило такое заболевание, как высокопатогенный грипп птиц.

На 17.07.2018 г. вспышки этого заболевания среди домашней птицы, содержащейся в личных подсобных хозяйствах граждан, зарегистрированы на территории Курской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Орловской, Смоленской, Ростовской и Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан.

Также возбудитель гриппа птиц обнаружен в пробах патологического материала отобранного от птицы, содержащейся в АО «Птицефабрика «Белокалитвинская»  Белокалитвинского района Ростовской области, и на производственных площадках УВ-8 и УВ-5 ООО «Евродон» Октябрьского района Ростовской области.

В связи с этим владельцы домашней птицы обязаны неукоснительно выполнять «Ветеринарные правила содержания птицы на личных подворьях граждан и птицеводческих предприятиях открытого типа» (утв. Приказом МСХ РФ от 03.04.2006 г. № 103).

 

Приказ Минсельхоза РФ от 03.04.2006 N 103 "Об утверждении ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа"

В целях повышения эффективности борьбы с гриппом птиц и в соответствии с пунктом 5.2.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 14, ст. 1543), приказываю:

утвердить Ветеринарные правила содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа согласно приложению.

Министр
А.В.ГОРДЕЕВ

Приложение
к Приказу
Минсельхоза России
от 3 апреля 2006 г. N 103

Ветеринарные правила содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа

Статья 1. Область применения

1.1. Настоящие ветеринарные правила устанавливают ветеринарные требования к содержанию птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих предприятиях открытого типа (далее - подворья) в целях недопущения распространения заразных болезней птиц.

1.2. Положения настоящих правил обязательны для выполнения на территории Российской Федерации физическими лицами, имеющими в собственности птицу, а также организациями, в которых предусмотрено выгульное содержание птицы (птицеводческие предприятия открытого типа).

Статья 2. Общие требования к птицеводческим помещениям подворий

2.1. В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10) владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.

2.2. При размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием, разведением птицы на подворьях, могут предъявляться следующие требования:

птицеводческие помещения подворий размещаются на территории, имеющей соответствующие уклоны для стока и отвода поверхностных вод;

территория подворий должна быть огорожена и благоустроена;

при содержании разных видов птиц на подворьях необходимо обеспечить раздельное их содержание. Разные виды птиц содержат в обособленных помещениях одного или разных зданий, которые обеспечивают лазами для самостоятельного выхода птицы на изолированные выгульные площадки;

изолированные выгульные площадки оборудуются для раздельного содержания каждого вида птицы на прилегающей к помещению территории;

внутренние поверхности помещений подворий (стены, перегородки, потолки) должны быть устроены из материалов, доступных для очистки, мойки и дезинфекции;

полы помещений для содержания птицы на подворьях должны обладать достаточной прочностью, малой теплопроводностью, стойкостью к стокам и дезинфицирующим веществам и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям;

помещение для содержания птицы на подворьях должно быть оборудовано естественной или механической приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание оптимальных параметров микроклимата;

организовать проведение предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по обеспечению предупреждения болезней птиц;

не рекомендуется совместное содержание птицы на подворьях с другими видами животных.

Статья 3. Ветеринарные правила содержания помещения для птицы

3.1. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

3.2. Для создания благоприятных условий для здоровья птиц рекомендуется проведение следующих мероприятий:

при угрозе заражения перед входом в помещение для содержания птицы на подворьях для дезинфекции обуви оборудуют дезинфекционные кюветы (дезковрики) во всю ширину прохода, которые регулярно заполняют дезинфицирующими растворами;

помещения для птицы регулярно очищаются от помета и других загрязнений, а насесты, полы, гнезда, поддоны, клетки, кормушки, поилки моются и при необходимости дезинфицируются, помет собирают и подвергают биотермическому обеззараживанию;

при напольном содержании птицы на подворьях в качестве подстилочного материала используют опилки, древесные стружки, соломенную резку и иные материалы. При смене каждой партии птицы глубокую подстилку удаляют и проводят тщательную механическую очистку и дезинфекцию помещения. При замене подстилочного материала пол очищают, дезинфицируют (посыпают слоем извести-пушонки из расчета 0,5 кг на 1 м2 или используют иные дезинфицирующие средства), после чего настилают подстилочный материал слоем 10 - 15 сантиметров. Запрещается использовать заплесневелую, мерзлую и сырую подстилку.

3.3. В каждом помещении для содержания птицы на подворье окна, двери, вентиляционные отверстия рекомендуется оборудовать рамами с сеткой во избежание залета дикой птицы.

3.4. Посещение помещений для содержания птицы посторонними лицами не рекомендуется.

3.5. Перед входом в помещение для содержания птицы рекомендуется сменить одежду, обувь и надеть чистую рабочую спецодежду.

Статья 4. Ветеринарные правила содержания и кормления птицы на подворьях

4.1. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

4.2. Комплектование подворий птицей рекомендуется осуществлять из источников (специализированных птицеводческих предприятий, организаций, ферм, инкубаторно-птицеводческой станции), благополучных в ветеринарно-санитарном отношении, путем приобретения суточного или подрощенного молодняка.

4.3. Яйцо от домашней птицы с подворий, используемое для инкубации, должно быть чистым и подвергаться предынкубационной дезинфекции. Инкубационные яйца хранят при температуре 8 - 10 град. C и относительной влажности воздуха 75 - 80 процентов. Максимальный срок хранения куриных яиц - 6 дней, индюшиных и утиных - 8 дней, гусиных - 10 дней. В каждый последующий день хранения смертность эмбрионов увеличивается примерно на 1 процент.

4.4. В период выращивания птицы на подворьях систематически наблюдают за состоянием ее здоровья, контролируют поведение каждой партии, поедаемость корма, потребление воды, состояние перьевого покрова. В случае отклонения от физиологических норм выясняют причины, обусловившие отклонения. При необходимости обращаются к ветеринарным специалистам.

4.5. Нормы плотности посадки птицы на 1 кв. метр пола в помещении подворья следующие:

молодняк яичных и мясных пород - 11 - 12 голов;

взрослая птица (куры, индейки, утки, гуси) - 3 - 4 головы.

4.6. Фронт кормления (длина доступных птице кормушек) на одну голову птицы должен быть не менее:

для взрослой птицы - 6 - 8 см;

для молодняка - 4 - 5 см.

4.7. Фронт поения (длина доступных птице поилок) на одну голову птицы должен быть не менее 1 - 3 см.

4.8. Содержание, кормление и поение разных видов птицы на подворьях проводится раздельно.

4.9. Нормы температуры и влажности воздуха с допустимой концентрацией вредных газов внутри помещений подворий для содержания различных видовых групп птиц устанавливаются в соответствии санитарными правилами и нормами. Владельцам птицы рекомендуется обеспечить до отлета перелетной водоплавающей птицы исключительно подворное содержание всех видов домашней птицы в целях исключения контакта с дикой водоплавающей птицей.

4.10. Каждую партию выведенного молодняка птицы в первые дни жизни помещают в специально подготовленное, чистое, предварительно продезинфицированное, обогреваемое помещение.

Статья 5. Мероприятия по профилактике и ликвидации заразных болезней птиц на подворьях

5.1. В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбы с этими болезнями.

Для профилактики заразных болезней птиц на подворьях помимо общих ветеринарно-санитарных мер проводят вакцинацию птицы с учетом эпизоотической ситуации населенного пункта и района.

5.2. Владельцы птицы предоставляют специалистам в области ветеринарии по их требованию птицу для осмотра.

5.3. По требованию ветеринарных специалистов владельцы птицы обязаны сообщать количество птицы каждого вида, которое имеется на подворье.

5.4. При возникновении подозрения в заболевании или установлении диагноза заболевания птиц необходимые мероприятия осуществляются в соответствии с правилами (инструкциями) по борьбе с данной болезнью.

Об изменении списка продукции, которую надо проводить через ФГИС "Меркурий".

Опубликованы приказы Минсельхоза от 27.06.2018г. №№ 249, 250 и 251, которые вносят изменения в перечень подконтрольных Россельхозу товаров, к которым требуется оформление ветеринарных сопроводительных документов. Таким образом, изменен список продукции, которую надо проводить через ФГИС "Меркурий".

Ознакомиться с приказами:

  • от 27.06.№ 249 "О внесении изменений в Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 646".
  • от 27.06.№ 250 "О внесении изменений в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные ветеринарные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 647".
  • от 27.06.2018 № 251 "О внесении изменений в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648".

05.07.2018

ВНИМАНИЕ! ЛЕЙКОЗ!

Наиболее распространенной среди инфекционных заболеваний КРС является лейкоз. Из зарегистрированных заразных болезней животных, по которым устанавливались ограничительные мероприятия (карантин) в 2017 году, на территории Калужской области на долю лейкоза приходится более 50%.

Лейкоз крупного рогатого скота или энзоотический лейкоз крупного рогатого скота – это хроническое инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС). Лейкозом болеет КРС всех возрастов. Клинически болезнь проявляется чаще у животных в возрасте старше 4 лет. Для ВЛКРС характерна пожизненная персистенция вируса в организме животного, как при ВИЧ-инфекции у человека, то есть животное, однажды заразившееся ВЛКРС, пожизненно остаётся вирусоносителем и источником заражения здоровых животных.  Факторами передачи являются кровь, молоко и другие биологические жидкости, содержащие лимфоидные клетки, инфицированные ВЛКРС, а также сперма больных лейкозом быков.

Заражение может происходить при совместном содержании здоровых и заражённых ВЛКРС животных при контакте в скотных дворах, выгульных площадках, родильных отделениях, на пастбищах, а так же при несоблюдении правил асептики при ветеринарных и зоотехнических операциях (взятие крови, введение лекарственных препаратов, удаление рогов, мечение, трансплантация эмбрионов, искусственное осеменение, родовспоможение, ректальное исследование), при скармливании сырого сборного молока, доении коров.

В мероприятиях по защите хозяйств и недопущению распространения ВЛКРС можно определить три основных фактора:

  • тщательный контроль за ввозимыми в хозяйство животными;
  • систематический серологический контроль всех животных, содержащихся в хозяйстве, на ферме, в личных подворьях и др.;
  • при выявлении инфицированных или больных животных их немедленно изолируют и проводят мероприятия по оздоровлению хозяйства от данной инфекции.

Есть примеры успешной борьбы с лейкозом, например Ленинградская область свободна от ВЛКРС. В Калужской области Боровский район полностью освободился от данного заболевания. За что ГБУ КО «Боровская районная станция по борьбе с болезнями животных» на выставке «Золотая осень», проходившей на ВДНХ в г. Москва награждена серебряной медалью «За оздоровление Боровского района Калужской области от лейкоза КРС в 2012-2017 г.г.».

При этом можно насчитать десятки неблагополучных пунктов с длительностью неблагополучия 10 и более лет. Как можно оценивать работу в таких хозяйствах? Однозначно можно сказать, что здесь отсутствует системность в организации и проведении борьбы с инфекцией. Допускается передержка больных и инфицированных животных, а это, в свою очередь способствует дальнейшему перезаражению поголовья. Не обеспечивается работа по выращиванию молодняка в части, касающейся выпойки молока и молозива от коров, не являющихся вирусоносителями.

Согласно правилам по профилактике и борьбе с лейкозом КРС (Приказ МСХ РФ от 11.05.1999 г. № 359)  п. 4.1. Хозяйства, в том числе хозяйства граждан, в которых установлено заболевание животных лейкозом в соответствии с пунктом 3.3, по представлению главного ветеринарного инспектора района (города) решением местной администрации объявляют неблагополучными и вводят в них комплекс ограничений, препятствующих распространению инфекции. Одновременно утверждается комплексный план оздоровления неблагополучного хозяйства, фермы, стада и др.

По условиям ограничений не допускается:

  • перегруппировка КРС внутри хозяйства без разрешения ветеринарного специалиста обслуживающего хозяйство (населённый пункт)
  •  использование быков производителей для вольной случки коров и тёлок, но во многих хозяйствах это не соблюдается и быки используются для осеменения и здоровых и заражённых ВЛКРС животных, что также ведёт к увеличению заражённых ВЛКРС животных в хозяйствах.

В п. 5.1 чётко обозначено, что оздоровительные мероприятия в неблагополучных по лейкозу хозяйствах, проводят путём изоляции заражённых ВЛКРС животных и немедленной сдачи на убой больных животных. Почему это важно, почему надо начинать именно с этого? Потому, что в противном случае количество заражённых животных будет только увеличиваться.

п. 5.8. При выявлении больных животных в индивидуальных хозяйствах их подвергают убою, а остальное поголовье содержат изолированно от животных, принадлежащих другим владельцам неблагополучного населённого пункта. Молоко и молочные продукты запрещается реализовывать в свободной продаже. Однако находятся недобросовестные владельцы заражённых ВЛКРС животных, которые реализуют молоко и молочные продукты населению, чем подвергают опасности здоровье людей. Это особо актуально в летнее время, в период отпусков, когда в сельскую местность для отдыха приезжают дачники, школьники на каникулы, которые думая, что они покупают натуральное молоко, у таких хозяев животных, подвергают себя и членов своих семей опасности.

Вопрос борьбы с лейкозом КРС в нашей стране в настоящее время стал не только ветеринарной проблемой, но и государственной. Комиссией таможенного союза Решением от 9.12.2011 года № 880 был принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Так согласно требованиям, предъявляемым к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота и сырым сливкам, к обращению допускается сырое молоко и сырые сливки, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, в том числе от лейкоза – в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства.

Приказом МСХ РФ от 14.12.2015 г № 635 утверждены Ветеринарные правила регионализации территории Российской Федерации - это определение статуса по заразной болезни животных территории Российской Федерации или ее части, ограниченной естественными или искусственными преградами и (или) границами территорий субъектов Российской     Федерации, муниципальных образований либо их сочетанием. Таким образом, статус «неблагополучный» имеющийся у хозяйствующего субъекта не может не сказаться на статусе муниципального образования и субъекта в целом. В настоящее время Калужская область в соответствии с актуальной версией Регионализации является неблагополучным субъектом по лейкозу КРС. Продукция животноводства перемещается в соответствии с определенными условиями, что сказывается непосредственно на экономике хозяйств.

С учетом требований регионализации осуществляется выдача ветеринарных сопроводительных документов на перемещение животноводческих грузов. Возможна интеграция ФГИС «Меркурий» с актуализированной версией Регионализации для обеспечения условий перемещения подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров. Таким образом, проблем с перемещением сырого коровьего молока из неблагополучных территорий, избежать будет очень сложно.

 Основной задачей для неблагополучных хозяйствующих субъектов в 2018 г. - оздоровление от лейкоза, благополучных предприятий - системная профилактическая работа. Для свободного перемещения продукции животноводства предприятие должно быть благополучным по лейкозу в течение 12 месяцев.

Таким образом, перед руководителями неблагополучных хозяйств, стоит задача по обеспечению выполнения Планов по ликвидации и оздоровлению от лейкоза. Работа по профилактике данного заболевания в других сельхозпредприятиях и ЛПХ должна быть направленной и систематической.

Государственная ветеринарная служба ведет большую разъяснительную работу с хозяйствующими субъектами по вопросам действующего законодательства РФ и Таможенного Союза, а также осуществляет контрольно-надзорные полномочия, но без  заинтересованности руководителей предприятий и владельцев ЛПХ в выполнении имеющихся Планов по борьбе с лейкозом КРС и профилактики заболевания данная задача является трудно выполнимой.

К сведению производителей молока

Согласно п. 11 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятый решением Советом Евразийской Экономической Комиссии от 09.10.2-13 № 67, при поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприёмные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы(юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявлять ветеринарные сопроводительные документы, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок. В соответствии с п. 7 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документо, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 № 589, при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании лабораторных исследований, проведённых в лабораториях(испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной службы Российской Федерации, или иных лабораториях(испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации. В связи с вышеизложенным, ветеринарные сопрводительные документы на сырое молоко ветеринарной службой района будут оформляться при наличии у хозяйствующего субъекта результатов лабораторных исследований проб сырого молока в аккредитованной лаборатории.

Вниманию покупателей мясной продукции на рынках и ярмарках

В преддверии Новогодних праздников увеличится оборот продукции животноводства. В погоне за покупкой лучшего продукта покупателю необходимо знать:

1. Нельзя покупать мясную продукцию на несанкционированных местах торговли (возле магазинов, по шоссейным дорогам и трассам, не пересечении улиц и прочих местах), ни о каком обеспечении безопасности продукции животного происхождения в этом случае речи идти не может . Реализация мяса и мясных продуктов в несанкционированных местах торговли, а также без проведения ветсанэкспертизы строго запрещена.

2. При намерении купить продукцию к новогоднему столу на рынке покупателю следует иметь ввиду, что продукция на рынке проходит процедуру осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы, а, следовательно, у продавца имеются документы о результатах проведения ветсанэкспертизы мяса. На рынке (по законодательству о розничных рынках) организована и действует лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Мясо и мясные продукты, поступающие для продажи на территории рынка, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному контролю в лаборатории ветсанэкспертизы рынка.

Для реализации на рынках допускаются мясо и субпродукты только от здоровых животных и птицы. Ветсанэкспертизу на рынках проводят ветеринарные врачи, имеющие специальную подготовку. После проведения ВСЭ на мясо ставится клеймо, продавцу выдается экспертный талон (или ветеринарный сопроводительный документ), дающий право на реализацию продукции на данном рынке в течение торгового дня.

Тушки домашней птицы реализуются только в целом виде, потрошеные. Внутренние органы, кроме кишечника, должны быть доставлены для осмотра вместе с тушкой. При реализации на рынке тушек кроликов домашнего убоя, нутрий и зайцев на одной из задних ног ниже скакательного сустава должна быть оставлена шкурка не менее 3 см.

Поэтому, перед покупкой продукции, спросите у продавца документ - ветеринарный сопроводительный документ (или экспертный талон). Если вы покупаете часть туши или кусочек мяса – отруб, то попросите продавца показать ветеринарное клеймо. Если мясо выпущено в реализацию без каких-либо ограничений, то клеймо имеет овальную форму. Если вы убедились, что клеймо овальной формы – можете покупать. Значит, продукция прошла все этапы ветеринарно-санитарной экспертизы, и соответствует требованиям безопасности!

На рынке у вас имеется возможность задать интересующие вопросы непосредственно ветеринарным специалистам лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы и развеять свои сомнения. Лаборатория располагается непосредственно на рынке.

Лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами должно обеспечиваться соблюдение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

Продавцы, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, должны иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы.

3. При покупке продукции на ярмарке вам нужно быть более внимательными. Посмотрите, где и как осуществляется рубка туш или полутуш мяса, насколько чист прилавок, какой инвентарь используется для раскладки и реализации товара - порубленного мяса. Организатор ярмарки обеспечивает надлежащее санитарное и противопожарное состояние мест проведения ярмарок и мест общего пользования.

Обратите внимание также на наличие ветеринарных сопроводительных документов, овального клейма на туши. Надо быть готовым к тому, что продавец может иметь копию электронного ветеринарного сопроводительного документа. С 01.01. 2018г ветеринарные сопроводительные документы будут оформляться в электронной форме, в том числе при реализации продукции животного происхождения на ярмарке.

Сельскохозяйственная ярмарка – это не объект, а проводимое периодически мероприятие по реализации сельскохозяйственной продукции. Это мероприятие проводится организатором ярмарки.

Напоминаем, что по технологии получения существует несколько видов мясной продукции в мясных тушах. Это мясо парное, охлажденное и замороженное. Самым ценным для покупателя является охлажденное мясо т.к. в нем в наибольшей степени сохранены имеющиеся в мясе питательные вещества. Благодаря быстрому охлаждению и большому содержанию кислорода в толще мяса (из-за чего практически в нем отсутствуют микробы) оно дольше не портиться при хранении.

В отличие от доброкачественного, мясо подозрительное по свежести, имеет заветревшуюся темноватую корочку, наружная поверхность такого мяса - влажная, липкая, иногда покрыта слизью. Если мясо разрезать, то оно будет иметь темную окраску, сок - мутный. При надавливание ямка не восстанавливается до конца, мышцы - рыхлые. Жир - сероватый, отсутствует блеск, мажется. Костный мозг - без блеска. Цвет сухожилий - матовый или серый, суставы покрыты слизью. Такое мясо имеет кисловатый, затхлый, а иногда и гнилостный запах. При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков или сомнений мясо покупать не стоит, т.к. оно может стать причиной пищевого отравления.

Если продавец мяса или мясной продукции отказывается ответить на ваши вопросы или показать ветеринарные сопроводительные документы на мясо, то лучше приобрести продукцию у более добросовестного.

При осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарке участники (юридические лица, индивидуальные предприниматели, главы КФХ и ЛПХ) ярмарки должны соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, защиты прав потребителей, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования.

Если у вас имеются претензии к реализуемой продукции, то необходимо организатору ярмарки изложить их устно или письменно. Ведь организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

О результатах проведённой внеплановой проверки владельца ЛПХ 

22 ноября 2017 года специалистами комитета ветеринарии, на основании обращения граждан, проведена внеплановая выездная проверка по контролю выполнения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании домашних животных гражданином К. в ЛПХ Сухиничского района.

В ходе проведённой проверки было установлено, что гражданин К. допустил нарушение ветеринарного законодательства РФ в части, касающейся содержания свиней., а именно содержал свиней в открытом загоне огороженном металлической сеткой, не исключающей возможного контакта с другими животными, в том числе с дикими кабанами являющимися переносчиками и источником такого опасного заболевания как африканская чума свиней (АЧС) и других заболеваний.

В отношении владельца ЛПХ составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В целях профилактики нарушений обращаем внимание владельцев свиней на содержание п.2 п.п.4 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 года № 114.

В соответствие с указанной выше нормой права владельцы свиней обязаны: в хозяйствах обеспечить безвыгульное содержание свиней либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными и птицами.

В целях защиты территории от заноса вируса АЧС хозяйствующим субъектам, занимающимся содержанием, разведением свиней необходимо неукоснительно соблюдать «Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 года № 114. Ввоз, вывоз свиней осуществлять только по согласованию с госветслужбой районов. Не допускать скармливания свинопоголовью столово-кухонных отходов без тепловой обработки (проварка не менее 30 минут после закипания). Немедленно информировать специалистов госветслужбы обо всех случаях массовых заболеваний или гибели домашних свиней, диких кабанов.

Внимание! Лицам намеревающимся начать заниматься свиноводством, для минимизации рисков связанных с содержанием свиней и возможных финансовых потерь, рекомендуется предварительно обратиться в учреждение госветслужбы для получения более полной информации по содержанию свиней и изменениях в законодательстве.

Обследование земельного участка для строительства нового коровника

01.11.2017 г. на основании письменного заявления директора ОАО «АПК «Калужская нива» (с. Мармыжи Мещовского района Калужской области) от 24.10.2017 г. об обследовании земельного участка под строительство животноводческого помещения, главным специалистом отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии, курирующего вопросы соблюдения требований действующего ветеринарного законодательства РФ на территории Сухиничского и Мещовского районов А.В. Щербаковым, совместно с начальником Мещовского отдела ГБУ КО «Сухиничская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» Е.В. Кохтенко, осуществлён выезд в ОАО «АПК «Калужская нива».

При проведении обследования земельного участка с кадастровым номером 40:15:13050:13 под строительство коровника (с. Мармыжи Мещовского района Калужской области) установлено, что на данном земельном участке имеется законсервированный скотомогильник, закрытый решением суда еще в 2007 году.

Согласно п.5.4. Ветеринарно-санитарных правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) должен быть не менее 1000 м.

Согласно п. 1.4 НОРМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА (НТП 1-99)(УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Заместителем Министра Минсельхозпрода РФ Колгановым А.В. 28 июня 1999 г. с вводом в действие с 01 октября 1999 г.) территория для размещения предприятий крупного рогатого скота выбирается в соответствии со СНиП Н-97-76 на основе технико-экономических расчетов и с учетом противопожарных требований, ветеринарно-санитарных правил и требований охраны окружающей среды. Участок для строительства должен быть сухим, с уклоном для отвода ливневых стоков, располагаться с наветренной стороны по отношению к предприятиям с вредными выбросами и с подветренной стороны к населенным пунктам и рекреационным зонам.

В целях профилактики правонарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами при планировании и строительстве объектов животноводства напоминаю, что не допускается выбирать площадку под строительство объектов на месте бывших полигонов по переработке и утилизации бытовых отходов, скотомогильников, кожсырьевых предприятий.

На официальном сайте ГБУ КО «Сухиничская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» налажена обратная связь, указан электронный адрес sukhinichivet@yandex.ru по которому можно задать интересующие вас вопросы.

        

Главный специалист отдела госветнадзора комитета ветеринарии

Щербаков А.В.